Главный революционный сериал этой осени — экранизация романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» — с 27 ноября на НТВ
Новая экранизация знаменитой трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам» — с 27 ноября в 21:40
Герои остаются героями во все времена. «Хождение по мукам» — премьера — 27 ноября на НТВ
Судьбы русской интеллигенции в переломный момент истории — в новой экранизации романа «Хождение по мукам» — с 27 ноября на НТВ
Самый масштабный телепроект 2017 года. Экранизация великой саги «Хождение по мукам» — c 27 ноября на НТВ
Юлия Снигирь, Аня Чиповская, Павел Трубинер, Леонид Бичевин и другие — в многосерийном фильме «Хождение по мукам» — с 27 ноября на НТВ
О сериале
Великий роман Алексея Толстого «Хождение по мукам» повествует о переломных для России событиях 1914–1919 годов. Легендарное произведение о судьбах русской интеллигенции накануне Революции стало основой нового сериала от сценариста Елены Райской и режиссёра Константина Худякова, который появится в эфире в ноябре 2017 года.
Санкт-Петербург, 1914 год. Город живёт «словно в ожидании рокового и страшного дня», общество жаждет перемен. В центре истории — сёстры Булавины: Катя и Даша. Обе девушки влюблены в поэта-декадента Алексея Бессонова, который меняет их мировоззрение и привычный образ жизни.
Первая мировая вносит в беззаботное существование Булавиных-Смоковниковых новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко… Однако революция и гражданская война полностью меняют жизнь сестёр, их семей и всей страны. Пути героев не раз пересекаются и расходятся вновь. «Хождение по мукам» становится для них не метафорой, а реальной жизнью.
Автор сценария: Елена Райская. Режиссер-постановщик: Константин Худяков. В ролях: Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Антон Шагин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Алексей Коглан, Александр Яценко, Евгений Стычкин и др. Производство: RWS, 2017 г.
актеры и герои
Аня Чиповская
Дарья Булавина
«Трудновато приходится человеку в таком неудобном возрасте, как девятнадцать лет, да еще девушке, да еще очень и очень неглупой, да еще по нелепой какой-то чистоплотности слишком суровой с теми, — а их было немало, — кто выражал охоту развеивать девичью скуку».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Юлия Снигирь
Екатерина Смоковникова (Булавина)
«Катя изменила мужу, но, изменив, согрешив, налгав, стала точно еще очаровательнее. Только слепой не заметил бы в ней чего-то нового, какой-то особой усталой нежности. И лжет она так, что можно с ума сойти — влюбиться».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Леонид Бичевин
Иван Телегин
«Зачем скрывать от себя, — выше всего желание счастья. Я хочу наперекор всему, — пусть. Могу я уничтожить очереди, накормить голодных, остановить войну? — Нет. Но если не могу, то должен ли я также исчезнуть в этом мраке, отказаться от счастья? Нет, не должен».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Павел Трубинер
Вадим Рощин
«Ответь: что же такое родина? Что она для тебя? Молчишь… Я знаю, что скажешь… Об этом спрашивают раз в жизни, спрашивают — когда потеряли… Ах, не квартиру в Петербурге потерял, не адвокатскую карьеру… Потерял в себе большого человека, а маленьким быть не хочу».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Алексей Колган
Николай Смоковников
«Да, Катя, мы все в нравственном тупике. За последние пять лет у меня не было ни одного сильного чувства, ни одного крупного движения. Даже любовь к тебе и женитьба прошли точно впопыхах. Существование — мелкое, полуистерическое; под непрерывным наркозом. Выходов два — или покончить с собой, или разорвать эту лежащую на моих мыслях, на чувствах, на моем сознании душевную пелену».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Антон Шагин
Алексей Бессонов
[Он] неожиданно заговорил о том, что искусства вообще никакого нет, а есть шарлатанство, факирский фокус, когда обезьяна лезет на небо по веревке. «Никакой поэзии нет. Все давным-давно умерло, — и люди и искусство. А Россия — падаль, и стаи воронов на ней, на вороньем пиру. А те, кто пишет стихи, все будут в аду».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Андрей Мерзликин
Аркадий Жадов
«Я сложен, как бог, — проговорил он с неожиданной горячностью. — Я рву двугривенные. Каждого человека я вижу насквозь, как стеклянного… Ненавижу! (…) Эти все хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры — мерзость! Они все, как червяки в теплом навозе… Я их давлю…»
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Сергей Колтаков
Доктор Булавин
«Славяне представляют морально совершенно новый и в некотором смысле чрезвычайно опасный для европейской цивилизации тип „богоискателя“. И „богоискательство“ (…) есть отрицание и разрушение всей современной цивилизации. Я ищу бога, то есть правды, — в самом себе. Для этого я должен быть абсолютно свободен, и я разрушаю моральные устои, под которыми я погребен, разрушаю государство, которое держит меня на цепи».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Александр Яценко
Алексей Красильников
«Я тоже людям не верю. С четырнадцатого года в крови купаюсь. Человек нынче стал зверем. Может быть, он им и раньше был, да мы не знали. Каждый из-под каждого — только и ждет — днище вышибить… А я — зверь, не видите, что ли, эх вы, птичка сизокрылая… А я хочу, чтобы дети мои в каменном доме жили, по-французски говорили получше вас, — пардон, мерси…»
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Евгений Ткачук
Сергей Сапожков
«Мы — новые Колумбы! Мы — гениальные возбудители! Мы — семена нового человечества! Мы требуем от заплывшего жиром буржуазного общества отмены всех предрассудков. Отныне нет добродетели! Семья, общественные приличия, браки — отменяются. Мы этого требуем. Человек — мужчина и женщина — должен быть голым и свободным. Половые отношения есть достояние общества. Юноши и девушки, мужчины и женщины, вылезайте из насиженных логовищ, идите, нагие и счастливые, в хоровод под солнце дикого зверя!..»
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Владимир Юматов
Подполковник Тётькин
«Вышел живым из мировой войны и ценю одно — дыхание жизни, извините за сравнение: в окопах много книг прочел, и сравнения у меня литературные… (…) Примирюсь со всяким строем жизни, если увижу людей счастливыми… (…) Мне самому много не нужно: кусок хлеба, щепоть табаку да истинно душевное общение…»
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Дмитрий Дюжев
Мамонт Дальский
«Мы ломаем сверху донизу всё… Мы сожжем все книги, разрушим музеи… Нужно, чтобы человек забыл тысячелетия… Свобода в одном: священная анархия… Великий фейерверк страстей… Нет! Любви, покоя не жди, красавица… Я освобожу тебя… Я разорву на тебе цепи невинности… Я дам тебе все, что ты придумаешь между двумя объятиями…»
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Евгений Стычкин
Нестор Махно
«На царской каторге меня поднимали за голову, за ноги, бросали на кирпичный пол… Так выковываются народные вожди».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Светлана Ходченкова
Лиза Расторгуева
«Когда в доме появлялся новый человек, она зазывала его к себе, и начинался головокружительный разговор, весь построенный на остриях и безднах, причем она выпытывала — нет ли у ее собеседника жажды к преступлению? способен ли он, например, убить? не ощущает ли в себе „самопровокации“? — это свойство она считала признаком всякого замечательного человека».
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Игнат Акрачков
Валерьян Оноли
«Мерзавцы, хамы, кррррасная сволочь! В морду вас, в морду, в морду! Мало вас пороли, вешали, собаки? Мало вам, мало?»
А. Н. Толстой, «Хождение по мукам»
Александр Галибин
Борис Савинков
«Отрывистые, уверенные фразы, повелительный голос, холодные глаза быстро связали ее неокрепшую волю. Она почувствовала то облегчение, когда у постели садится доктор, блестя премудрыми очками: „Ну-с, ангел мой, с нынешнего дня мы будем вести себя так…“»
Один из самых больших эпизодов, отснятых в Петербурге – заседание Красного правительства в Смольном. На фото: режиссер Константин Худяков и актеры массовки.
Режиссер Константин Худяков умеет объяснить актеру любую задачу, помочь ему вжиться в роль. На площадке говорили, что он работает «как колдун» – шепчет, шепчет актеру, и для каждого находит самый эффективный «заговор».
На площадке всегда дежурили ассистенты по костюму: после каждой сцены нужно было следить, не помялась ли рубашка и застегнуты ли воротники. На фото: актер Евгений Ткачук и ассистент по костюмам Галина.
На время съемок Державинский музей превратился в Смольный: оказалось, что в кабинете Державина воссоздать атмосферу штаб-квартиры Ленина проще, чем в самом Смольном, где практически не сохранилось никаких исторических артефактов. На фото: режиссер Константин Худяков и актер Александр Яценко.
На съемках актерам часто приходилось мерзнуть и мокнуть. После сцены ограбления ювелирного магазина, где нужно было уходить от погони, актер Андрей Мерзликин выливал воду из сапог.
В сцене, где Андрей Мерзликин и Светлана Ходченкова должны были прыгать с обрыва в воду, актеров страховали каскадеры. Так снимался сам прыжок. Съемки проходили на озере Тамбукан, в переводе – «плохой запах». Водоем действительно источал специфический запах – из-за залежей на дне сульфидных иловых грязей.
Сцену с детьми снимали во дворе Русского музея в Петербурге.
Сцену с детьми снимали во дворе Русского музея в Петербурге.
Режиссер Константин Худяков и актриса Анна Чиповская разбирают сцену возвращения Даши Булавиной в свой дом. В окне героиня видит свою сестру – впервые после долгой разлуки.
Актриса Светлана Ходченкова на мониторе камеры смотрит отснятый эпизод в квартире Телегина: операторы и актеры проверяют, насколько удачно вышла сцена с футуристами.
На съемки приехал генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн – и попал в самый сложный период, когда снимались битвы между РККА и Добровольческой армией. Взрывы, дым – дышать было нечем, поэтому все, кто мог, прятались или надевали марлевые повязки. Конечно, кроме актеров, которые должны были находиться в кадре. На фото: актер Павел Трубинер и Тимур Вайнштейн.
Генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштен на съемках боев в окрестностях Пятигорска.
Во время съемок боев на площадке работали не меньше пяти гримеров — после каждой сцены именно они добавляли актерам шрамы, кровь и синяки. А вот грязь и копоть на лицах были вполне натуральными — от пиротехнических спецэффектов.
Актер Леонид Бечевин, звуковики, с камерой – оператор Максим Шинкаренко. Съемки битвы.
Бой между красными и белыми. В таких эпизодах в кадре могло находиться до 500 человек, из них не меньше 30-50 каскадеров.
Во время съемок битв между РККА и Добровольческой армией для создания эффекта многослойного дыма пиротехники сожгли больше 1000 автомобильных покрышек. На фото — пиротехник Алексей Поникаровский с дымовой шашкой.
Атмосферой начала XX века проникались не только герои, но и съемочная группа. Ассистент на съемках Лев Филенко даже заказал себе через интернет-магазин ретро-одежды копию формы времен Гражданской войны.
В моменты боя пиротехники использовали селитру, цемент и другие вещества.
Для достоверности исторического боя пришлось полностью воссоздать условия Гражданской войны, в том числе, вырыть окопы, сделать мешки и закупить 300 метров плетней, которыми их укрепляли. На фото - актер Владимир Юматов и гример.
Слева — 2017, справа — 1917. Слева — продюсер фильма Юрий Сапронов и генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн, справа — актер Павел Трубинер в роли солдата Гражданской войны.
Генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн и продюсер фильма Юрий Сапронов на двоих спродюсировали около 200 фильмов и сериалов, но ни разу еще не оказывались в самом эпицентре такой масштабной битвы.
Евгений Ткачук завершил свои съемки в сериале и прощается с режиссером Константином Худяковым.
Дмитрий Тарасенко показывает своей команде, как нужно бить. Тарасенко – в прошлом учитель ботаники, а теперь один из самых известных постановщиков трюков, в этом году был номинирован на престижную премию Мировой академии каскадеров «Таурус», которая вручается за лучшие трюки в кино.
На площадке работала большая группа каскадеров – больше 30 человек во главе с постановщиком трюков Дмитрием Тарасенко (на фото – с шашкой).
Чтобы сцены драки проходили максимально безопасно для всех, в кино удар всегда принимает каскадер. Здесь с каскадером дерется актер Евгений Ткачук.
Режиссер Константин Худяков репетирует сцену с Александром Яценко.
Не носить белое, надевать марлевые повязки — стало золотым правилом всех, кто снимал войну между красными и белыми.